В рамках реализации муниципальной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на 2023 – 2024 годы 24 апреля на базе МОАУ СОШ №5 города Зеи состоялся городской педагогический интенсив по естествено – научной грамотности, в ходе которого учителя МОАУ СОШ № 5  продемонстрировали различные приемы, формы, методы формирования и развития естественнонаучной грамотности на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Объединяющей идей стало формирование основ гражданской идентичности, воспитание патриотизма и чувства гордости за родную страну.

Открылось мероприятие игрой «Страна, над которой никогда не заходит солнце», которую провела для четвероклассников Маркович Лариса Владимировна. В ходе игры выпускники уровня начального общего образования не только узнали много нового и интересного о видах географических карт, но и продемонстрировали умение работать с разными видами инфографики и применять знания в жизни. Победителем игры стал Янак Тимофей, 4Б класс (учитель Подгорная М.Ф.), призерами - Игумнова Елизавета, 4В класс (учитель Карапетян Г.В.) и Грищенова Ева, 4А класс (учитель Горькова Е.И.).

В ходе интенсива Морякиным Юрием Геннадьевичем, учителем физики, представлено занятие в 5А классе по обучающему курсу «Естественнонаучная грамотность». Обобщающее занятие по теме «Электрические и магнитные силы» было построено таким образом, что обучающиеся смогли сформулировать сходство и различие данных видов взаимодействия. Разнообразие форм работы, практические задания способствовали формированию естественнонаучных компетенций обучающихся.

       На уроке биологии Потапневой Татьяны Александровны «Выделение у растений. Листопад» шестиклассники узнали, какие вещества удаляются из растений, как человек использует эти продукты выделения растений в своей жизни. Методы и приемы, использованные педагогом, – загадки, «чёрный ящик», работа с текстом - способствовали активизации мыслительной деятельности и развитию функциональной грамотности.

Для обучающихся 7-х классов была проведена муниципальная игра-практикум «Практические основы физики». Мероприятие было направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся, а также привлечения внимания учителей и обучающихся к практическим заданиям, которые позволяют применить полученные в курсе физики знания для объяснения явлений, применения их в жизни и развития логического мышления.

В игре приняли участие три команды юных знатоков физики: команда МОАУ СОШ № 4 и команды 7 А и 7 Б классов МОАУ СОШ № 5. Конкурсная программа включала в себя задания различного уровня сложности - практические командные и теоретические индивидуальные. Ребята экспериментальным путём определили вещество, из которого изготовлены монеты различного номинала, выяснили, как зависит выталкивающая сила от объема погруженной в жидкость части тела. На основе данных, полученных экспериментальным путем, решили практические задачи: монеты какого номинала лучше использовать, чтобы накопить четверть суммы от стоимости смартфона, учитывая, что их общий вес не должен превышать определенного значения или как, опираясь на знания законов физики, спасти свою жизнь при несчастном случае на водоеме. При работе с текстом ребята показали высокий уровень читательской грамотности, правильно ответив на все поставленные вопросы. Материал игры был насыщен, познавателен и интересен. Смена видов деятельности оказала положительное влияние на учащихся - ребята работали активно, дружно и с большим интересом выполняли задания игры.

Призовые командные места распределились следующим образом:

1 место – 7 Б класс МОАУ СОШ № 5

2 место – команда  МОАУ СОШ № 4

3 место – 7 А класс МОАУ СОШ № 5.

Ученики 8А класса на уроке географии Коваленко Натальи Валерьевны узнали о часовых поясах России. В ходе урока восьмиклассники написали тематический географический диктант “Пространство России”, определили причину в разнице времени на территории нашей страны, отметив достоинства и недостатки положения России в нескольких часовых поясах. Важным для жизни умением ребята посчитали расчет времени в путешествиях, а также практические советы, как действовать, если биологические часы вступают в противоречие с режимом жизни человека.

Учителем химии Бронниковой Еленой Анатольевной проведен обобщающий урок по теме «Углеводы» в профильном 10 А классе. Обучающиеся демонстрировали свои знания и умения. Были проведены самостоятельные эксперименты по анализу предложенных растворов углеводов на наличие функциональных групп, которые были успешно установлены каждой парой исследователей. Определен тип углевода по наличию выявленных групп.

Кроме того, каждая пара обучающихся впервые попробовала себя в роли составителей задач на выведение формулы органического вещества по массовым долям элементов, где в качестве вещества также был предложен определенный углевод. Данная деятельность требует от учащихся профильного класса знания химических свойств углеводов, их состава и строения, вычислительных навыков. Обучающимися представлены тексты задач со всеми необходимыми данными и заданиями в соответствии с типом задач № 33 второй части заданий ЕГЭ по химии.

Ученики на высоком уровне продемонстрировали умение применить свои знания на практике.

В 10А классе (технологический профиль обучения) Морякин Юрий Геннадьевич провёл занятие физического практикума с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования и более сложного эксперимента, развития естественнонаучных компетенций.

Данное занятие являлось первым занятием практикума по круговой схеме. До этого проведено три фронтальные работы. При выполнении всех работ обучающиеся использовали аналоговые и цифровые средства измерения, входящие в состав комплекта Архимед 4.0.

В ходе практикума учащиеся определяли зависимость сопротивления металла и полупроводника от температуры, исследовали анизотропию кристаллов, зависимость коэффициента поверхностного натяжения от температуры жидкости.

          Огромный интерес вызвала выставка индивидуальных итоговых проектов обучающихся девятых и десятых классов. Обучающиеся и учителя нашей школы, других образовательных организаций имели возможность ознакомится с двадцатью пятью работами. Педагогическое сообщество города высоко оценило качество и разнообразие результатов практической деятельности (продукт проекта), представляя которые, учащиеся демонстрировали умение использовать свои знания в повседневной жизни. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

В образовании в последнее время особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности как ключевой компетенции. Наиболее остро, по результатам различных исследований, стоит проблема естественнонаучной грамотности, которая формируются в школе при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии, а в начальных классах – окружающего мира. Чему учить? А главное – как учить результативно, чтобы ученики могли применять знания в повседневной жизни? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.